Почерк и символизм пространства: правая и левая сторона

В большинстве культур "правое" и "левое" наделены первозданным символизмом и имеют в языке множество значений.

pravoe-levoe

Левая сторона обычно считалась зловещей, тёмной, незаконной, лунной, обращенной внутрь стороной и олицетворяла прошлое. В христианстве в день Страшного Суда овцы будут по правую сторону, а козлищи - по левую. В сценах, посвященных распятию Христа, добрый преступник изображался справа, а худой преступник - слева от Христа. Дева Мария изображается справа, святой Иоанн - слева; церковь - справа, а синагога - слева. В Китае все наоборот: левая сторона считалась почетной, инь, как более слабая; тогда как правая сторона, ян, более сильная, стремящаяся к насилию и саморазрушению. В периоды войны, насилия и разрушения положения сторон менялось. Дуалистическая система, обычно (но не всегда) предпочитает правую сторону, рассматриваемую как позитивную. За некоторыми исключениями, правое ассоциируется со старшинством, приоритетом, активностью и солнечным, мужским началом, также будущим, направленностью вовне. Левое - с второстепенной позицией, слабостью, пассивностью и лунным, женским началом.
Примечательно, что некоторые народы Земли пишут слева направо, другие же – справа налево. Так, арабы и евреи пишут справа налево. Китайцы и японцы – тоже, однако направление их письма – сверху вниз. Возможно, это как раз связано с мировоззрением этих народов: западное больше нацелено на экспансию, движение вовне, а восточное – на взгляд внутрь себя, созерцание.
Неосознанно все мы находимся под влиянием символизма правой и левой сторон, и при письме это проявляется в том, как мы используем пространство. Можно выделить следующие аспекты правой и левой сторон в почерке.

1) Прошлое и будущее. Там, где мы начинаем писать, мы символически воспринимаем начало чего-то, происхождение, корни. А корни – это Мать. Начало становится прошлым, как только пишущий движется вперёд. Таким образом, левая сторона представляет прошлое, Мать. Правая сторона, наоборот, идентифицируется с Отцом, будущим. Момент прикосновения ручки к бумаге представляет собой Настоящее, всё, что уже написано, становится Прошлым, а то, что человек собирается написать, представляет Будущее. Желание человека убежать от прошлого или оставаться близким ему, например, отражается в левом поле. А правое поле определяет, насколько человек может приблизиться к своему будущему.

Прошлое

2) Социальный аспект. Цель письма – коммуникация, представление мыслей, идей, планов, надежд автора другому человеку. Поэтому символически здесь представлен и аспект социальных отношений, как происходит движение от «Я» к «Другому», способность человека ладить с другими людьми.


3) Внутренняя безопасность. Процесс письма происходит в правую сторону по прямой линии, называемой линией строки. Это та основа, по которой пишущий продвигается через время и пространство. Эта линия делит пространство на «над» и «под», отделяет высшее от низшего, идеальное от материального, свет от тьмы, духовное и животное, тело и дух.
Человек, который серьёзно и последовательно идёт к своим целям, способен нести ответственность, будет сохранять строки прямыми. Он достигает своей цели, потому что его цель в жизни ясна, а энергия используется эффективно.

4) Внешний и внутренний мир: что ближе человеку.Человек стремится удержать, сохранить или отдать, выплеснуть.

vnutr-vneshnee

5) Вход и выход. То, как человек начинает писать строку, можно сравнить с тем, как он входит в комнату. Комната может быть полна людей или практически пуста. Какой бы она ни была, он должен по ней пройти – из одного конца в другой. И стиль его поведения при этом зависит от того, уверен ли он в себе, застенчив, чувствует ли себя в безопасности.
Если пишущий – человек демонстративный, его начальные слова будут большими и подчёркнутыми – нажимом, шириной или другими характеристиками. Если же он стеснителен и скован, его первые штрихи будут мелкими, узкими, не привлекающими внимание.
Таким же важным и проясняющим многое является и конец строки, слова, буквы. Он символизирует «выход» из комнаты, момент, когда пишущему может казаться, что за ним больше не наблюдают. Тот, кто сохраняет характеристики начальных штрихов до конца строки, может считаться более целесообразным и постоянным в применении своей энергии. Кроме того, это проявление искренности: автор проявляет себя именно таким, каков он на самом деле. Если же он, входя в комнату, вёл себя неестественно, пытаясь произвести впечатление, штрихи в конце строки, выдадут его истинные намерения. Если он стесняется и чувствует себя неловко поначалу, а потом становится увереннее, это тоже будет видно по завершению строки.
Войдя в комнату, человек двигается к своей цели. И его шаги могут быть широкими или узкими. Он может увеличивать скорость с надеждой или, возможно, нетерпением. Отдельные буквы могут быть плотно прижатыми друг к другу или экспансивными. Буквы могут быть широкими, а расстояния между ними – узкими, или наоборот. Учитывая символизм пространства, каждое из таких движений становится ключом к желанию человека достигнуть цели – быстро или медленно, ровно или рывками, уверенно или осторожно.

Использованы источники:

Frank Victor Handwriting: A personaliry projection

Купер Дж. Энциклопедия символов

 

Наталья Поджарова

  

Natalia Podzharova