Основы графологии: коротко о конкретных признаках почерка

writingСразу оговорюсь, что ни один признак при графологическом анализе в отрыве от почерка не рассматривается. Кроме того, один и тот же признак в графологии соответствует целому спектру характеристик, даже противоположных друг к другу. Одним словом, для того, чтобы понять целостность человеческой личности, одного признака или даже их суммы недостаточно: нужно рассматривать все признаки во взаимодействии.
Однако хочу представить здесь наиболее общую информацию о признаках почерка, выделяемых в графоанализе.

Форма букв – это индивидуальный стиль написания, формирования букв. Её оптимизированность, упрощённость при сохранении читабельности расскажет нам об интеллектуальном потенциале человека, его самостоятельности, развитии его личности, индивидуальности. Форма также расскажет нам о самоощущении человека, ощущении своей значимости, а также желании «быть» или «казаться».

Скорость. Этот признак довольно сложен для понимания, так как графологическая скорость не есть скорость физическая, по секундомеру. Говоря в общем, это мера спонтанности, беглости почерка, его продвижения, свободы.
Даёт информацию о психофизической сущности человека, об общем уровне мотивации. Отражает темп мышления, действий, реакций человека. Это и степень активности жизненной позиции, мера спонтанности и искренности проявлений человека. У человека, пишущего медленно, есть время продумать, проконтролировать действия и это может придавать ему большей осторожности, способности рассчитывать, думать, прежде, чем делать. Чрезмерная медленность почерка говорит о торможении естественных импульсов, проявлений, непозволении себе спонтанности, искренности. Если человек пишет абсолютно без остановок, его почерк чрезмерно быстр, это может говорить об импульсивности: действия такого человека не продуманы, не учитывают обстоятельства и других людей.

Однородность. Заметнее всего в постоянстве (или его отсутствии) в размере букв, наклоне, расстояниях между словами, строками, буквами, направлении строк. Этот признак расскажет о степени эмоционального постоянства, предсказуемости в хорошем смысле, устойчивости перед внешними «раздражителями», общей гармоничности личности. В здоровой личности (и почерке) существует изменчивость, поэтому почерк, который излишне постоянен, говорит о человеке со слишком высоким внутренним контролем, который тормозит проявление спонтанности, такой человек парализован страхами и запретами.

Направление строки (вверх, вниз, прямо, неустойчиво) Может рассказать об эмоциональной устойчивости, колебаниях в настроении и работоспособности.

Размер почерка. По сути, зависит от размера средней зоны (см. статью о зонах почерка), поэтому говорит о том, насколько важным чувствует себя человек, насколько велики потребности его Эго, насколько ему нужно быть заметным и признанным. Ширина почерка же относится к горизонтальному измерению (движение слева направо, от Я к Ты). Поэтому она расскажет нам о том, насколько свободно человек двигается по направлению к миру для удовлетворения своих эго-потребностей.

Наклон. Отражает степень эмоциональной экспрессии и направленность к/от социума. Человек, пишущий с правым наклоном как бы склоняется вправо – к «Другому», как правило, он более социально ориентирован. Прямой наклон при позитивных обстоятельствах почерка – это аналитический склад, независимость суждений и поведения. Человек, пишущий с левым наклоном, может быть не менее эмоциональным, чем обладатель правого наклона, однако он не склонен к проявлению истинных чувств, более закрыт, скрытен. Он как бы находится в оппозиции: по разным причинам он ощущает себя не таким, как все, хочет быть особенным, отклоняется от социума.
Следует заметить, что наклон – одна из самых легко изменяемых характеристик, это стоит иметь в виду, чтобы не придавать ему слишком много значения при анализе.

Расстояния. Раскрывают, насколько близко человек хочет располагаться по отношению к другим людям и ситуациям окружающей действительности. Расстояния между словами относятся больше к межличностной дистанции, которую предпочитает поддерживать человек, необходимости в большем или меньшем личном пространстве. Расстояния между строками говорят о ясности мышления и чувств, его субъективности/объективности: вовлекается человек эмоционально в то, что он делает, субъективен и ведом эмоциями, или же объективен, умеет отстраниться и посмотреть на ситуацию со стороны.

Нажим. Представляет собой степень давления, силы, оказываемой пишущим на бумагу. То есть поверхность, на которой мы пишем, символизирует препятствие, «сопротивление» окружающей среды, а нажим - количество психической энергии, которое человек использует для сопротивления, для каких-то активных действий, влияния на эту окружающую среду. Для кого-то жизнь – постоянная борьба и преодоление препятствий, для кого-то – проще плыть по течению и не сопротивляться, конечно, как и во всём, оптимальна золотая середина.

Связность/раздельность. Степень слитности письма говорит об организации мыслительных процессов человека, а также его поведении в социуме. Связность отражает насколько мысли человека связны, как он функционирует в социальных отношениях, как координирует свою деятельность. Остановки в письме – как паузы в беседе. Если их слишком мало, то речь сложно воспринимается, слишком много – мысли, информация становятся разрозненными, не связанными друг с другом.

Зоны почерка. Пропорции трёх зон отражают баланс между различными сферами личности (повседневной, социальной, инстинктивной, духовной). Подробнее смотрите в статье о зонах почерка.


Итак, я рассказала о части графологических признаков, чтобы дать представление о том, что стоит за каждым из них. Следует помнить о том, что крайности говорят о крайностях: любой признак в преувеличенной форме будет склонять нас к мысли о таких же преувеличениях в той или иной сфере.

 

Наталья Поджарова

 

 

Natalia Podzharova